Искусство художников-евреев Беларуси

Если нельзя, но очень хочется, то можно , — гласит народная мудрость. Посудите сами, может ли целый народ, множество людей из-за одного-единственного запрета, даже если он исходит из Торы, отказать себе и миру в удовольствии изображать всё сущее вокруг?.. Народ, большая часть которого большую часть своей истории существует в рассеянии и следует законам и запретам той земли, в которой живёт, просто не мог соблюдать неукоснительно ещё и все свои запреты. И преступил один: не изображать людей и животных, и Бог его простил.

И как не простить, если потом сказали, что это Бог дал миру Модильяни и Левитана, Писсаро и Фалька? Но мы-то с вами знаем, что Бог это сделал не без помощи этого самого народа.

Скажу вам по секрету, что самые яркие звёзды художников-евреев взошли на мировой небосклон отсюда, с Земли Белорусской. Только одна знаменитая Парижская школа почти наполовину состояла из белорусских евреев — Марк Шагал, Хаим Сутин. К этому кругу художников, сложившемуся в 10-е — 20-е годы в Париже, примыкал и Осип Цадкин, также, как и Марк Шагал, ученик Иегуды Пэна. Потомки последователей и оппонентов этого первого на Беларуси художника-педагога творят и сегодня во всём мире.

На Беларуси, правда, их всё меньше. И список участников нынешней выставки много короче, чем предыдущей: "Иных уж нет, а те — далече...".

Галерея "Брама", впервые в Беларуси открывшая серию еврейских выставок, однажды сделала попытку показать всю богатейшую палитру художников-евреев Беларуси в ретроспективной выставке "От Марка Шагала - в Прошлое и Настоящее. ХIХ-ХХ век" (Минск, 1993 г.). И продолжает всеми силами развивать эту тему,  рисуя "картину" сегодняшнего дня. В выставках Брамы, за малым исключением, представлено творчество практически всех ныне здравствующих в Беларуси художников-евреев и тех, в ком есть хоть толика еврейской души. Ведь она тоже творит.

Исключение составляют лишь те немногочисленные художники-евреи, которые так и не отважились публично идентифицировать себя с понятием "художник-еврей". При этом необходимо заметить, что художники-евреи ни в коей мере не еврейские художники. Судьбе было угодно, чтобы искусство их, как и ментальность в целом, сформировались как региональные, а не национальные.

Впрочем, всем известно, что такое еврейская музыка, еврейская литература, еврейский театр. Но что есть пластическое еврейское искусство — и сегодня ещё остаётся вопросом для искусствоведов во всём мире.

Совершенно очевидно, что выставка, созданная по достаточно формальному — национальному — признаку, лишена целого ряда других важных критериев и единств: стилевых, тематических, жанровых, видовых, возрастных; понятия круга и, наконец, общности уровней. Но эта пестрота, тем не менее, есть сегодняшний портрет Искусства художников-евреев Беларуси.

выставки   К выбору разделов...   художники

статьи